воскресенье, 10 февраля 2013 г.

как переводиться имя святогор

Упомянутая эпическая поэма «Махабхарата» не просто описывает Меру, но и указывает её расположение, дополняя гипотетическое «на севере» детальной картиной звёздного неба над ней: «На северной стороне, сияя, стоит могучая Меру, причастная великой доле; на ней обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапати, всё подвижное и неподвижное сотворивший… Великая Меру, непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь восходят Семь божественных риши [созвездие Большая Медведица]… Вокруг Меру вращаются все светила. Над ней неподвижно висит полярная звезда, а вокруг делают круг созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса, здесь полгода – день, полгода – ночь, одна ночь и один день вместе равны году».

Фантастики в этом описании, конечно, предостаточно. Одна только названная высота горы 86 000 йоджан, соответствующая 1 204 000 километров, превышает в три раза расстояние от Земли до Луны. Обоснованные сомнения вызывает и порода горы – будь бы она из золота, то этот металл стоил бы дешевле грязи. Откинем явно сказочную шелуху и оставим из процитированного фрагмента себе на заметку только здравые мысли. Таковых я вижу две. Первое, гора Меру – это не отдельно стоящая вершина, а горная гряда. Как целая горная страна с вершинами до неба представлена Меру и в «Махабхарате». Располагается она далеко на севере, а главный её пик носит название Мандара. И второе, Меру занимает некое центральное положение, поскольку по четырём её сторонам обитают локапалы – хранители сторон света.

Развёрнутое и поэтичное описание внешнего облика Меру даёт «Матсья-пурана»: «Она из золота и светит подобно огню без примеси затемняющего дыма. Четыре её стороны имеют четыре разных цвета. Цвет восточной стороны её белый, подобно цвету брахманов; цвет северной стороны – красный, подобно цвету кшатриев; цвет южной стороны – жёлтый, подобно цвету вайшьев; цвет западной стороны – чёрный, подобно цвету шудр. Высота её 86000 йоджан, из которых в земле находится 16000. Каждое ребро четырех её сторон составляет 34000 йоджан. На этой горе есть реки с пресной водой и прекрасные золотые жилища, в которых обитают различного рода духовные существа: дэвы вместе с их певцами гандхарвами и их любовницами апсарами, а также асуры, дайтьи и ракшасы. Вокруг горы находится водоём Манаса, а вокруг этого водоёма с четырёх сторон обитают локапалы, а они – хранители мира и его обитателей. У горы Меру есть семь узлов, то есть больших гор, названия которых суть Махендра, Малайя, Сахья, Шуктибам, Рикшабам, Виндхья, Париятра. А маленьких гор так много, что их почти не счесть; это и есть те горы, на которых живут люди. Что же касается больших гор вокруг Меру, то к их числу относятся: Химавант, покрытая вечными снегами, и на которой обитают ракшасы, пишачи и якши; Хемакута – из золота, на которой обитают гандхарвы».

Ведическая космогония – представление об устройстве Вселенной – наиболее детально изложена в трактате Парашары: «…В сфере яйца Брахмы вращаются планеты. В самой середине яйца находится поддерживаемый эфиром земной шар – носитель высшего могущества Брахмы, представляющего по своей природе независимую силу. В земле есть семь пустот, обиталищ змеев и демонов. Золотая гора Меру проходит через середину земного шара и выходит на поверхность с двух сторон. На её верхнем конце располагаются Индра, боги и мудрецы. На её нижнем конце подобным же образом находят пристанище демоны. Гору-ось окружает со всех сторон великий океан, разделяющий, словно пояс вокруг земли, полусферы богов и демонов. Со всех сторон от Меру располагаются острова или континенты, вытянувшиеся подобно лепесткам перевернутого лотоса. В обоих направлениях от Меру посреди неба неподвижно стоят две Полярные звезды. Пещеры под Меру – это паталы, и в этих таинственных местах блуждают прелестные дочери дайтьев и данавов, пленяя даже самых строгих. Ниже семи паталов находится исходящее из самой тьмы ложе Вишну – Шеша. Это огромный змей с тысячью голов, каждая из которых отмечена мистическим знаком свастики. Именно на этом змее Вишну спит на протяжении периодов творения, и на многочисленных головах змея покоится мир».

В «Вишну-пуране» говорится, что гора Меру существовала ещё до рождения нашей Вселенной. Она была внутренней оболочкой Мирового яйца, из которого произошло всё сущее: «Внутренней оболочкой наделённого великим Атманом Мирового яйца была гора Меру, а внешней оболочкой – горы; околоплодные воды образованы океанами. И в этом яйце, о брахман, были горы, континенты, океаны, планеты, миры, дэвы, асуры и люди. С внешней стороны яйцо окутано водой, огнём, воздухом, пространством, а также источником первоэлементов, первоэлементами, наделёнными десятью качествами и великим принципом творения». Эта цитата представляет собой ни что иное, как изложенную архаичным языком теорию Большого взрыва, которая является сейчас господствующей в академической науке версией происхождения нашей Вселенной. Уже одно это заставляет задуматься и зауважать, но продолжим о Меру.

Но, если Меру надуманный образ, тогда и весь остальной буддизм – не более, чем бабкины сказки! А заодно и ведические верования, и индуизм, и маздеизм, и зороастризм, и митраизм, и кришнаизм – в каждой из этих религий упоминается Меру. И не просто упоминается, а занимает центральное место.

Мандала – сакральное буддистское изображение Вселенной; квадрат в её центре и есть схематическое изображение горы Меру.

Вот так! – игра воображения, фантазия воспалённого рассудка и не более… Брякнуть такое Далай-ламе, всё-равно, что Папе Римскому заявить, что Голгофа – вымысел евангелистов и понимать этот образ надо не буквально, а фигурально. А, ведь, в буддизме роль горы Меру не меньше, чем в христианстве роль горы Голгофы – он рассматривает Меру, как центр всех материальных и духовных вселенных.

Далай-лама XIV – или этот человек лжепастырь, или он искренне не понимает во что верует!

Но, как я выяснил позже, проблема легендарных гор, стала тем редким случаем, когда адепты официальной науки и представители религии проявили полное единодушие. Например, лидер буддистов Далай-лама XIV высказал своё отношение к ней в следующем ключе: «Во многих текстах присутствует упоминание о горе Меру. Утверждается, что она расположена в центре Земли. Но, если бы она действительно там находилась, то, следуя описанию, приводящемуся в священных текстах, её можно было бы обнаружить. По крайней мере, мы должны были бы получить некоторые указания относительно её местонахождения. Однако таких указаний нет. Следовательно, мы должны интерпретировать это утверждение не в буквальном смысле, а как-то по-другому».

В 1977 году в издательстве «Прогресс» (очень подходящее название, особенно, если считать прогрессом огульное охаивание наследия предков) четвертьмиллионным тиражом вышла книга американского писателя Раймонда Рамсея «No Longer on the Map», чьё название неудачно было переведено как «Открытия, которых не было». Для юных наших читателей напомню, что 1977 год – это пик «холодной» войны, апогей идеологического противостояния СССР и США. Чтобы в ту пору советское издательство выпустило в свет книгу американского писателя, тому надо было вывернуться наизнанку в описании ужасов судов Линча над бесправными неграми. Прочитав же творение товарища Рамсея, я понял причину запредельной толерантности к нему советской цензуры – «прогрессивный американский писатель», как тогда было принято выражаться, мог бы без переучивания преподавать на кафедре истории КПСС любого советского ВУЗа. В своей книге Рамсей с энтузиазмом инквизитора громил и развенчивал мракобесные выдумки об Атлантиде и Эльдорадо. Не обошёл он своим вниманием и Рипейские горы. Вердикт американского прогрессивиста в отношении проблемы был категоричен и безаппеляционен, как приговор революционного трибунала: «Рифейские горы – это пример географического мифа, рождённого литературным капризом» (Р. Рамсей «Открытия, которых не было», глава 11). Данная фраза являет собой квинтэссенцию взглядов исторических материалистов на затронутый нами вопрос.

Но, как известно, любое правило существует лишь для того, чтобы делать из него исключения. В нашем случае исключений три – во всей мировой мифологии есть всего три горных массива, местонахождение которых в настоящий момент неизвестно. Это ведическая гора Меру, исламская гора Каф и древнегреческие Рипейские (Рифейские в другом написании) горы. То, что возвышенности с такими названиями не значатся на современных географических картах, дало основания считать их легендарными. Как сказал бы по этому поводу живой классик и завсегдатай нашего сайта Eduard: «Раз, нет – значит, и не было!».

И это лишь немногое из того, что выбросит интернетовский поисковик на запрос «священная гора». Причём, всё это реальные географические объекты – они нанесены на карты, на их склонах воздвигнуты города и святилища, поклониться им ходят паломники, ими любуются туристы, в их недрах ковыряются геологи, на них карабкаются альпинисты. Зачастую, горы единственный персонаж сказок или священных текстов, дошедший до нас сквозь время. И потому можно утверждать, что любая «священная вершина» живёт сразу в двух измерениях – реальном и сакральном.

Выявленную мною закономерность без труда может проверить любой желающий, внимательно перечитав мифы народов мира. Простое перечисление вершин, имеющих в разных культурах культовое значение, даже совершенно далёкому от истории и географии человеку, бьюсь об заклад, преподнесёт пару-тройку знакомых названий: Арарат, Афон, Белуха, Брокен, Голгофа, Гунунг-агунг, Елеонская, Ехе-ёрд, Жима, Иеремель, Кайлас, Кук, Лысая, Монсеррат, Нагарджун, Ненты, Олимп, Парнас, Пэкту, Сион, Синай, Сулейман, Тантарифо, Улурез, Фавор, Фудзияма, Хира, Хуашань, Ыдыг-таг, Юнгдрунг-гуцер, Яман-тау…

Лучше гор могут быть только горы… (фото автора).

Занявшись «сакральной географией», то есть привязкой места, где разворачиваются мифологические события, к реальным географическим объектам, я очень скоро убедился, что проще всего место действия локализовать относительно гор, поскольку у любого этноса, вне зависимости от расовой его принадлежности и региона нынешнего обитания, в системе верований наличествует некий горный массив, имеющий статус «священной горы».

Часть I. Здесь вам не равнина… Постоянные мои читатели, если таковые имеются, уже неоднократно могли убедиться, что к любому эпосу, к любой мифологии, к народным сказкам любого этноса я отношусь не как к голой выдумке и досужему фантазированию далёких предков, а как к величайшему кладезю мудрости и неисчерпаемому источнику информации. Более того, я считаю, что в основе любого мифа лежит реальная подоплёка, за многие тысячи лет, обросшая фантастическими деталями. Проблема лишь в том, что рациональные зёрна столь глубоко спрятаны под сказочной коростой, что извлечь их оттуда крайне трудно. Порой, даже для того, чтобы элементарно определить, где территориально разворачиваются описываемые события, нужно проанализировать не только сам первоисточник, но и массу дополнительной информации – исторической, географической, астрономической, лингвистической, топонимической, этнографической, религиозной…

И. Стогов «Пепел империй».

…Современная наука история ни в каком смысле не является наукой. За словом «история» сегодня скрывается частично коллекция допотопных анекдотов, частично – набор колотых горшков, а по большей части – дырка от бублика.

Горная фантазия равнинных обитателей14-06-2011, 17:38. Разместил:

Комментариев нет:

Отправить комментарий